|
" Всё выше и выше и выше..." Гимн авиаторов
В мае 1968 г. на аэродроме Сеща началось формирование 8 втап (в/ч 21322). Полк формировался из личного состава ВТА, выпускников военных училищ и офицеров, призванных из запаса сроком на два года. Руководящий состав части: пп-к Шалунов Владимир Александрович - командир АП, пп-к Смирнов В.П. - начальник штаба, пп-к Аненко – зам. командира АП, пп-к Петров С.С. - зам. по лётной подготовке, пп-к Егоренков П.В. - зам. командира по ИАС, пп-к Сидельников Леонид Иванович - ст. штурман полка, майор Волков - нач. связи АП. 1 декабря 1968 г. командующий ВТА генерал-майор авиации Пакилев Г.Н. вручил полку Боевое Знамя части на аэродроме Сеща. На вооружение полка поступили самолёты АН-12 АП (2-4 серии выпуска ещё Воронежского авиазавода) из частей ВТА и ВВС: Кривой Рог (6 самолётов), Арцыз, Иваново, Запорожье, Чкаловская. Первые самолёты АН-12 № 04 и №08 получены из 566 ВТАП. Первые полёты трёх самолётов АН-12 были произведены 3 сентября на аэродроме Сеща. Большой труд в качественное и быстрое переучивание летного и наземного состава 1 и 2 аэ вложили старшие инженеры полка по специальностям СД - Алчин Г., АО - майор Иванец А.С. , АВ - майор Кузнецов, РТО - майор Завьялов А., командование АЭ: - 1аэ - командир майор Шуба. В.А., зам. командира АЭ по ИАС капитан Катаргин, зам. командира АЭ к-н Хатин - 2 аэ - командир АЭ майор Семёнов, зам. командира по АЭ по ИАС капитан Порох А.С., зам. командира капитан Полозов А.А. Первыми переучились на самолёт АН-12 в полку лётчики 1АЭ Лосейкин М.Ф., Шигаев В.И., Филёв Ю., Кузнецов Г.Н., Гуськов В.Ф., Апарин. В период с 4 по 16 июня 1969г. полк принимал участие в учениях « Восток-69» МО СССР в боевом порядке «поток одиночных самолётов» на двух минутном интервале по ПДСП-2С. Полк осуществлял перевозку боевой техники и личного состава, усиленного 343 пдб 103 вдп с аэр. Яильма ( Фергана ) на аэр. Уч. Урал (на границе с КНР). Были перевезены ТЗ-75 для обеспечения автономной работы полка. 3 АЭ полка была создана в 1971 г. частично из личного состава и авиатехники расформированного 229 втап (3 самолёта), Ивановского и 566 втап (6 самолётов) при перевооружении на самолёт АН-22. Командир АЭ – майор Трапезников В.К. Качественный рост полка шёл быстрыми темпами, благодаря комплексному и творческому подходу к обучению лётного и наземного состава. Через три года упорного труда полк уже представлял из себя сплоченный коллектив, классная квалификация поднялась с 3 до 1 класса у лётного состава. Все самолёты полка для полётов по воздушным трассам проходили доработку аппаратуры КРП-ФМ, ГРП-2, МРП-48, силами наземного технического состава полка. В течение 1969 - 70г. полк одиночными самолётами АН-12 выполнял задачи по оказанию помощи населению, пострадавшему от стихийных бедствий в Ташкенте, Алма-Ате. Доставлялись медикаменты, палатки, продовольствие, передвижные дизель-генераторы. Первые полковые учения с ВДВ были проведены летом 1971г. Загрузка боевой техники и личного состава ВДВ на аэродроме Рыдома. Полёт осуществлялся в боевом порядке «поток одиночных самолётов» на интервале одна минута (6 км.) по аппаратуре РПМ-С-РБП-3 и ПДСП-2С. Десантирование осуществлялось на площадку Хомяково (Тула) по радиомаяку РМ-2. В период с 8 по 15 июня 1971г. полк составом 29 экипажей участвовал в учениях « Юг» и «Крым» с практическим десантированием личного состава и боевой техники 98 ВДД (с аэродрома Червоноглинское) В 1971 г. экипажи полка осуществляли перевозку грузов (подвижные электростанции) с аэродрома Рубцовка (с. Вязьма ) на Камчатку, в районы пострадавшие от землетрясения.
В период с 10 мая по 25 сентября 1972г. полк и средства ОБАТО находились в летних лагерях на аэродроме Джанкой, на аэродроме Сеща осуществлялся ремонт полосы. В этот период отрабатывалась стрельба воздушными стрелками с самолётов АН-12 по конусу над акваторией Черного моря. Стрельба по наземным целям осуществлялась с АН-12 на полигоне под Бобруйском. 23 октября 1972г при перелёте с аэродрома на аэродром Клоково (г. Тула) в воздухе произошло столкновение самолёта АН-12БП (командир АП полковник Шалунов Владимир Александрович 8 ВТАП и самолёта АН-12П ( командир корабля майор Семёнов В.И. 374 ВТАП) между 3-м и 4-м разворотом на попутно пересекающихся курсах. Всего погибло 27 человек (из 8 ВТАП - летный состав полка, убывший в Тулу для полётов в СМУ). В 1973 г. была проделана огромная работа по восстановлению уровня лётной подготовки личного состава, прибывшего в полк для восполнения потерь после катастрофы. В период с 13 по 22 октября 1973г. 25 экипажей полка выполняли задачи по доставке вооружения в Египет и Сирию, по маршруту: аэродром Сеща - загрузка на аэродромах Украины – Будапешт – Каир - Дамаск. За выполнение этого правительственного задания почти все командиры кораблей были награждены орденами и медалями. С июля 1974г. полк приступил к теоретическому переучиванию на самолёт АН-22 «Антей». Первая группа лётного и наземного состава проходила переучивание на Ташкентском АПО им. В. Чкалова. Старший группы - пп-к Кулыгин Б.П. Первыми переучились: - Шигаев В. И., Кулыгин, Старухин, Пантелеймов И. На базовом аэродроме Сеща первыми переучились на АН-22 командиры кораблей Козлов Н.Д., Илюхин А.И., Чаплыгин, Гуськов, Шимонаев. Штурманский состав 1 АЭ переучивался на НПО «Ленинец» (г. Ленинград) Старший – п/п-к Ильченко Тосиор Трофимович, капитан Зорин, капитан Латышев, к-н Яковлев. Из наземного состава прошли переучивание Коган, Осмоловский, Равинский, Бондаренко, Шкитырь, Никитин, Москаленко, Новиков, Васильев, Журавлёв. Одновременно с переучиванием проходила передача самолётов АН-12 в другие полки ВТА, на аэродроме Сеща, Фергана, (10 самолётов). Кривой Рог. Весной 1975 г. На аэродроме Сеща в полку были проведены первые полёты на самолёте АН-22, временно переданном из 566 втап. В 1975г. 1 АЭ на самолётах АН-22 готовилась к боевым действиям по десантированию войск и боевой техники в боевых порядках днём и ночью, и перевозке на максимальную дальность днём и ночью в СМУ с посадкой при УМП. С 16 по 24 июля 1975г. полк перебазирован к новому месту дислокации на аэродром Мигалово (г. Калинин МВО). Уже через один месяц после перебазирования на новом месте в полку были произведены первые 200 - часовые регламентные работы на самолёте АН-22. Благодаря трудной целеустремлённой работе всего личного состава полка и дивизии в кратчайшие сроки был закончен этап освоения самолёта АН-22 «Антей». 14 октября 1975г. Мгинская Краснознамённая ВТАД впервые вылетела на выполнение задачи в составе 3-х полков на самолётах АН-22. Этот день - день рождения 12 ВТАД в новом «Антеевском» качестве! Осенью 1975г. первый экипаж полка командир корабля Чапыгин, штурман корабля - Латышев на самолёте АН-22 № 348 осуществили первый полёт по международным воздушным линиям по маршруту: аэродром Мигалово - Лерц (ГДР). Перевезена авиатехника. В январе 1976г. экипаж майора Маркова В.В. перегнал с заводского аэродрома г. Ташкента крайний самолёт АН-22 полка №836 (0708). В связи с реконструкцией аэродрома для эксплуатации самолёта АН-22 полк в период с 6 мая по 4 ноября 1976 и с 10 мая по 15 августа 1977г. находился в летних лагерях на аэродроме Сеща. 2 сентября 1976г. 4 самолёта АН-22 8 ВТАП и 11 самолётов 566 ВТАП принимали участие в учениях МО СССР «Щит -76» с практическим десантированием личного состава и боевой техники, на площадку Пшемкув (Польша). Командиры кораблей: Волков В.Л., Погодин, Рак, Чаплыгин. В 1976г. 10 экипажей полка начали оформление документов и полётных карт для полётов по МВЛ в составе 224 лётного отряда. В середине 1976г. после реформирования 374 ВТАП (Тульского) в составе 610 ЦБП и ПЛС в 3 АЭ 8 ВТАП прибыли капитаны: Ивлеев В.И., Бородин К.С., Радаев С.И., Гнедов В.В., старшие лейтенанты: Алтухов В.Н., Афанасьев Б.П., Брыкин С.Е., Тимченко В.С., Козлов Г.Н., Балашов Г. В ноябре - декабре 1977г. экипажи 8 ВТАП совместно с экипажами 81 ВТАП осуществляли полёты по оказанию интернациональной помощи народу Эфиопии в борьбе за независимость. Перевезено 455 тонн груза и 370 человек. 20 сентября 1977г. 8 и 81 ВТАП составом 26 самолётов АН-22 участвовали в исследовательском учении в боевых порядках « поток пар» в общем оперативном построении ВТА совместно авиаполками 3 ВТАД (ИЛ-76) и 18 ВТАД (АН-12, АН-12 ППС) с десантированием воздушного десанта на незнакомую площадку. В период с 13 по 16 марта 1978г. полк в составе 12 ВТАД (32 самолёта АН-22) участвовал в десантировании посадочным способом 137 ПДП 106 ВДД с ИРД Дягилево (Рязань) на аэродром «Степь» в ходе пограничного конфликта между КНР и Вьетнамом. Перевезено 1250 тонн боевой техники и грузов и 1211 человек личного состава ВДВ. В период с 4 по 8 апреля 1978г. совместно с 566 ВТАП полк участвовал в практическом десантировании личного состава и боевой техники 137 ПДП и 106 ВДД с ИРД аэродрома Дягилево на площадку Багиш (Фергана). 1 декабря 1978г. в авиагородке Мигалово был отрыт в торжественной обстановке памятник самолёту – труженику « АНТЕЙ» (макет самолёта №10978) и в Мигаловском ГДО состоялось торжественное собрание, посвящённое 10-й годовщине формирования 8 втап. На собрании присутствовали представители ОКБ Антонова (в том числе лётчик - испытатель самолёта АН-22 Герой Советского Союза Ю. Курлин и зам. генерального конструктора ОКБ И. Балабуев, старший представитель заказчика полковник Троян В, т.т. Голобородько Я., Яресько Н. Кореняк О. Шатерников А. (автор памятника), представители ТАПО им. В. Чкалова (Сафаров К., Кошелев Е. и другие). В декабре 1979г. полк составом 17 АН-22 с аэр. Быхов, Энгельс, Чебеньки, осуществлял доставку боевой техники и личного состава ВДВ в ДРА на аэр. Кабул, Кандагар, Баграм (командиры кораблей: Козлов В.С., Харченко К., Ивлеев, Балашов, Козлов Н.Д. Минулин И.Н, Погодин, Волков, Бородин, Гнедов, Чаплыгин, Пантелеймов, Строй, Шигаев, Радаев, Кораблёв, Струг). 6 июня 1980г. в районе аэродрома Внуково потерпел катастрофу самолёт АН-22 №0601 командир корабля майор Шигаев В.И. 11 ноября 1992г. в районе аэродрома Мигалово потерпел катастрофу самолёт Ан-22 №0610 командир корабля майор И. Мисютин. 19 января 1994г. в районе аэродрома Мигалово потерпел катастрофу самолёт АН-22 №0408 командир корабля майор Кредин. 15-16 марта 1981 г. полк составом 16 самолётов АН-22 принимал участие в десантировании личного состава и боевой техники 7 ВДД с ИРД Черняховск на площадку десантирования Борисово (Минск) в ходе войсковых учений МО СССР « Запад-81». В соответствии с приказом ГК ВВС В январе - феврале 1982г. на базе 8 втап производились испытания аппаратуры «Берёза - С» с целью повышения точности и надёжности самолётовождения в боевых порядках самолётов АН-22 по МСН-22 (совместно с в/ч 52526). В соответствии с Приказом ГК ВВС в период с 1983г. по 1986г. произведено перевооружение 58 самолётов АН-22 на аппаратуру «Пароль». В кратчайшие сроки на базе аэродрома Мигалово были проведены войсковые испытания аппаратуры «Пароль» на самолётах АН-22. В период с 12 по 14 февраля 1984г. полками 12 ВТАД проводилось КШУ ГК ВВС. Выполнялась задача по десантированию усиленного ОДБ ВДВ в боевом порядке « поток пар» с преодолением сильной ПВО в условиях мощного радиоэлектронного и истребительного противодействия на Западном ТВД. Задействовано 16 самолётов АН-22 8 ВТАП в составе 12 ВТАД и 4 АН-22 81 ВТАП. Десантирование проводилось днём в ПМУ на пл. « Загорье». В период с 30 октября по 13 ноября 1984г. экипажи 8 ВТАП в составе 12 ВТАД выполняли задание по доставке вертолётов Ми-8Т с аэр. Джамбул на аэр. Аддис-Абеба в Эфиопию в ходе оказания гуманитарной помощи в ликвидации последствий засухи. В период февраль - апрель 1985г. 8 экипажей АН-22 полка (майоры: Гуляев, Громов, Плужников, Волков, Жигунов, Погодин, Козлов, Минулин) осуществляли доставку дизельного топлива с аэр. Братск на аэр. Полярный в интересах « Якут-алмаз». Совершено около 120 рейсов, перевезено до 5000 т. топлива. В 1986г. экипажи полка принимали участие в доставке оборудования, спец. материалов (свинец), спец. техники на аэр. Борисполь и Чернигов для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. (С аэр. Челябинск перевозились радиоуправляемые трактора, машины, ЛРС). В 1987г. экипажи 8 втап продолжали выполнять задачи по доставке в Анголу (аэр. Луанда и аэр. Лубанго), Ливию ( аэр. Джофра, Майтига, Сирт), Сирию ( аэр. Тифор, Думейфр), Ирак ( аэр. Хабания и Багдад ) - боевой техники и вооружения (Су-24, МиГ-25, БМ-21, « Град») В декабре 1988г. 12 экипажей полка ( майоры Погодин, Гавриленко, Балашов, Волков С.П., Гуляев и п/п-ки Чиндяев В.Н., Власов, Козлов) выполняли задачи по доставке оборудования и техники, имущества, продовольствия, медикаментов для ликвидации последствия землетрясения в Армению . С аэр. Мачулище, Борисполь, Фрунзе, на аэр. Звартноц. Перевезено до 15000 т. груза, около 1000 человек. В период с 1 августа по 9 сентября 1988г. экипаж майора Гуляева (инструктор - Чикунов) осуществил доставку двигателя ДК-30 (самолёта «Руслан») на авиасалон Фарнборро (Великобритания). На протяжении многих лет экипажи полка регулярно выполняли задачи по доставке экспонатов в советский павильон на салоны авиакосмической техники в Ле-Бурже (Франция). Начиная с 1986г. экипажи 8 ВТАП выполняли специфические и несвойственные им задачи по доставке войск МВД и ВДВ в районы межэтнических и региональных конфликтов - декабрь 1986г. - на аэр. Алма-Ата (выступление против русскоязычного населения). - январь 1988г. - на аэр. Сумгаит, Кировобад (конфликт между армянским и азербайджанским населением в Кировобаде и в Нагорном Карабахе, Сумгаите). 11 ноября 1989г. аэр. Кишинёв (националистические выступления и погромы) - март 1990г. - аэр. Кала, Насосная (националистические выступления в Баку, эвакуация семей военнослужащих). – 8 апреля 1989г. – аэр. Тбилиси (Новоалексеевка) - (националистические выступления). - май 1991г. – аэр. Манас (Фрунзе) - (конфликт между киргизской и узбекской общиной в долине Ош). - август1993г. – аэр. Гудаута (грузино-абхазский межэтнический конфликт). - июнь 1992г. – аэр. Тирасполь - (вооружённый конфликт между Молдовой и Приднестровской республикой). - ноябрь 1994г.- январь 1995г.- аэр. Моздок, Грозный, (полёты для обеспечения подавления банд формирований чеченских боевиков). С 1993г. полк обеспечивал передислокацию частей 18 ВТАД с аэр. Паневежис, Шауляй, Кедайняй и Тарту на аэр. Оренбург, Шадринск, Мигалово. В период с 1992г. по 1995г. полк выполнял задачи по выводу Западной Группы войск из Германии (аэр. Шперенберг, Малльвинкель, Темплин, Гросенхайн). В 1993г. полк обеспечивал передислокацию 104 ВДД из Гянджи (Кировобад) в Ульяновск. В январе 1995г. экипажи полка принимали участие в доставке миротворческих сил России (98 ВДД) с аэр. «Иваново-Северный» на аэр. Тузла. 18 августа 2000 года, на основании решения общего собрания военнослужащих в/ч 21322, в соответствии с решением Командующего 61 ВА ВГК ВТА), самолету Ан-22 № 08832 присвоено почетное памятное наименование «ВАСИЛИЙ СЕМЕНЕНКО», в ознаменование заслуг командира 8 втап полковника Семененко Василия Ивановича (скоропостижно скончался 10. 07. 2000г.) в деле служения Родине и выполнения поставленных задач вверенным ему полком. В 2003 году за высокое профессиональное мастерство, личное мужество, самообладание и находчивость, проявленные при эксплуатации авиационной техники в аварийной ситуации, экипаж гвардии майора Морозова А.А.(летчик - инструктор, зам. ком. части – гв. подполковник Чернышов В.В., помощник ком. корабля – гв. м-р Седов А.Л., штурман отряда - гв. капитан Москалев С.Б., бортовой инженер-инструктор – гв. майор Шляхтов Ю.В., ст. б/т по АО - гв. ст. лейтенант Самцов А.Н, ст.б/т по ДО - гв. майор Трошин Г.Ю., ст. воздушный радист – гв. ст. прапорщик Шилкин С.А.) награждены медалями «За воинскую доблесть». 01.10.2003 года при выполнении специального задания по доставке гуманитарной помощи Республике Афганистан, при взлете с аэродрома дозаправки Душанбе, в процессе уборки механизации крыла произошел опасный инциндент: нестандартный отказ основной гидросистемы (усталостное разрушение ниппельного соединения трубопровода слива АМГ-10 левой гидросистемы в гидробак основной гидросистемы). Экипаж выпустил шасси и механизацию от ручных насосов, также ручным гидронасосом было создано давление в гидроаккумуляторе аварийного торможения. Выполнена аварийная посадка на аэродроме Оренбург. Полет завершен благополучно. В 2004 году экипажи 76 овтаэ выполняли спец. задания как по России так и за границу (Эфиопия, Сирия, Индия, Афганистан, Ливия). Экипажами было выполнено 220 полетов, перевезено 445 тонн груза (экипажи гв. п/п-ка Николайчика А.В., гв. майора Долотова И.А., гв. п/п-ка Сагайдачного АА). 28.07.2004г. экипаж командира корабля гв. майора Голубева Ю.В., гв. майора Недашковского В.В., штурман корабля гв. капитан Сорокопуд О.О., гв. капитан Москалев С.Б. участвовал в совместных учениях со странами СНГ «Рубеж-2004». Экипаж выполнял доставку двух вертолетов Ми - 24 на аэродром Кант. В 2005 году было выполнено 149 полетов, перевезено 414 тонн груза. Выполнялись перевозки в Йемен, Ливию, Афганистан, Киргизию, Таджикистан. Экипаж гв. майора Белова А.А.(инструктор гв. п/п-к Николайчик А.В.), в условиях сложной воздушной и радио - навигационной обстановки в районе АРВ, выполнили доставку 2-х вертолетов Ми-24 на аэродром Кабул. В 2006 году «Антеи» выполнили 128 спец. заданий, перевезено 414 тонн груза. Перевозки выполнялись в страны дальнего и ближнего зарубежья: Буркино-Фасо, Йемен, Сирия, Ливия, Судан, Таджикистан, Киргизия, Украина. Экипаж гв. майора Недашковского В.В. (инструктор гв. п/п-к Сдобников В.В.) перевез на аэродром Базис (Судан) 4 двигателя, 60 ракет, 10 пусковых установок. Экипаж п/п-ка Николайчика А.В. доставил на аэродром Уагадуга (Буркино-Фасо) 2 вертолета Ми-24. 3.06.2006 г. в Монино в честь 75-летия ВТА состоялся воздушный парад, в котором принял участие экипаж гв. п/п-ка Николайчика А.В.(инструктор - гв. п/п-к Чернышов В.В), штурман гв. майор Косенко В.И. (инструктор - гв. майор Поляничко А.А.), самолет 09342. Полет был выполнен с отличным качеством. В 2007 году было выполнено 189 полетов, перевезено 595 тонн груза. Выполнялись перевозки в такие страны как Украина, Алжир, Таджикистан, Эритрея, Югославия, Узбекистан. Экипаж майора Шустова перевез на аэродром Сляч (Югославия) 4 авиадвигателя, РД-33. Экипаж майора Долотова И.А. перевез на аэродром Асмэра (Эритрея) изделие Т-10УБ. В период с 27 по 31.08.2007 года в ходе летно-тактического учения 12 втад под руководством командующего 61 ВА ВГК (ВТА), экипажи майора Белова А.А. и майора Голубева Ю.В. выполняли переброску и десантирование посадочным способом военной техники ВДВ с аэродрома Иваново на аэродром Псков. Заход на посадку на аэродроме Псков осуществлялся без использования радиотехнических средств. Задача была выполнена в срок с хорошим качеством. 11 августа 2007 года в честь 95-летия ВВС в Монино состоялся
воздушный парад, в котором принял участие экипаж гв. майора Долотова И.А, (штурман корабля гв. майор Косенко В.И.), самолет № 09329. Показательный полет был выполнен с отличным качеством.